Motor Page

Яндекс.Авто

Пора в утиль

С 1 января 2016 года в России введён утилизационный сбор на сельхозтехнику. В феврале правительство утвердило порядок расчёта сбора (постановление правительства РФ № 81 от 6 февраля). В зависимости от мощности и возраста техники производителям и импортёрам придётся платить в бюджет несколько десятков, сотен тысяч и даже миллионов рублей за каждую единицу.

В пояснительной записке сказано, что утилизационный сбор будет способствовать «снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин и обновлению парка самоходной техники». Но так ли это на самом деле?

Сбор отразится на ценах?

Прежде всего, необходимо пояснить, что утилизационный сбор будут оплачивать только производители и импортёры сельхозтехники. Фермеры и сельхозорганизации, перепродающие б/у технику друг другу, не должны делать такие отчисления в бюджет.

Однако, по мнению экспертов, введение нового сбора аграриев тоже коснётся. Производители и импортёры будут включать свои расходы на уплату утилизационного сбора в стоимость техники.

Такого мнения придерживается, в частности, директор по продажам, маркетингу и послепродажному обслуживанию ООО «Клаас Восток» Дирк Зеелиг. Повышение стоимости техники отразится на себестоимости конечного продукта, производимого аграриями: зерна, мяса, молока и пр. Таким образом, от введения утилизационного сбора в конечном счёте пострадают все жители страны. «Данная инициа­тива в том виде, в котором она предлагается, выглядит недостаточно обоснованной и целесообразной», – заявил он.

Министерство промышленности и торговли РФ поспешило успокоить. Чиновники заявили, что в текущем году рост цен на продукцию машиностроения прогнозируется на уровне 6,5%. Следить за тем, чтобы стои­­мость сельхозтехники оставалась в заданных рамках, будет общественный совет при Минпромторге.

 

Директор российской ассоциации производителей сельхозтехники «Рос­агромаш» Евгений Корчевой удивился такому заявлению Минпромторга.

– Насколько мне известно, российские производители сельхозтехники не собираются повышать её стоимость на величину утилизационного сбора. Расходы на это должны покрыть меры государственной поддержки, – сообщил он «Крестьянину». – Однако на стоимость сельхозтехники влияет не столько введение нового сбора, сколько общеэкономическая ситуация. Цены на металл растут, процентные ставки по кредиту тоже.

По оценкам Евгения Корчевого, рост цен на сельхозтехнику в текущем году может составить от 6 до 20%. В то же время эксперт считает, что требование об уплате сбора будет способствовать положительным изменениям на рынке сельхозтехники.

Б/у – будут уходить

По мнению Евгения Корчевого, введение утилизационного сбора приведёт к сокращению поставок зарубежной б/у техники в Россию, в частности тракторов. В 2015 году было завезено 3,5 тысяч б/у тракторов, что составляет примерно 10% от импорта всех тракторов. Что касается рынка комбайнов, его эта мера не затронет, поскольку до этого в нашей стране три года действовала квота на импорт комбайнов. В связи с установленными ограничениями б/у комбайны на российский рынок не поставлялись.

В то же время, по данным «Росагромаша», пока что закон о введении утилизационного сбора дал прямо противоположный эффект и простимулировал импорт. Каким образом это случилось, объяснил Евгений Корчевой: «Поправки в закон активно обсуждались и были опубликованы заранее, импортёры этим воспользовались и поставили технику впрок». По данным «Росагромаша», в III-IV кварталах прошлого года импорт сельхозтехники вырос вдвое, однако эта тенденция вряд ли сохранится в 2016 году.

Поскольку собранные деньги правительство обещает направить на поддержку промышленности, введение утилизационного сбора можно назвать протекционным решением. Но, по мнению Евгения Корчевого, эта же мера должна оказать положительное влияние и на экологию, так как сельхозпредприятия со временем начнут избавляться от старой, пришедшей в негодность техники.

Платить и обезвредить

– Во всех регионах страны, и в Ростовской области в частности, в хозяйствах стоит много негодной техники, которую хозяйства уже никак не будут использовать, – говорит Евгений Корчевой. – Чтобы утилизировать её правильно, без риска для окружающей среды, её нужно разобрать и отсортировать отходы. Разборка сельхозтехники стоит дороже, чем легковых автомобилей, и далеко не в каждом районе есть пункты приёма б/у техники.

В пояснении к постановлению правительства № 81 сказано, что часть средств от уплаты утилизационного сбора пойдёт на создание инфраструктуры по обращению с отходами.

– Есть ли смысл тратить время и средства на создание государственных структур по утилизации отходов производства и потребления, если в каждом регионе страны уже есть лицензированные организации по обращению с отходами? – задаётся вопросом Александр Бабахьян, заместитель генерального директора утилизационной компании «Эко-Спас Батайск». – За период деятельности нашей организации мы утилизировали более пяти тысяч вышедших из эксплуатации транспортных средств, в том числе и по программе утилизации автомобилей.

Владелец вышедшего из эксплуатации легкового автомобиля сдаёт его на утилизацию и платит 2 500 рублей. За это он получает скидку 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля отечест­венной сборки.

Стоимость утилизации грузового автомобиля – 3 500 рублей. Сколько стоит утилизация комбайна или трактора, в «Эко-Спас Батайск» сказать затруднились, так как таких обращений к ним не было. В то же время, Александр Бабахьян уверен, что с утилизацией сельхозтехники никаких проблем не возникнет: на территории предприятия можно единовременно разместить порядка четырёх тысяч автомобилей. Есть всё необходимое оборудование, технические средства и инструменты, персонал, прошедший специальную подготовку и имеющий достаточно высокий уровень ответственности.

– После механического разделения любой техники на группы отходов, в соответствии с их физическими и химическими параметрами, происходит обезвреживание по согласованным с Росприроднадзором, безопасным для человека и окружающей среды технологиям, – говорит Александр Бабахьян. – Этим и отличается утилизация у нас от утилизации «на месте». Не секрет, что после разборки техники в местах их скопления остаются участки земли, пропитанной нефтепродуктами и другими ядовитыми техническими жидкостями, растут горы изношенных шин, стекла, полимерных материалов, ветоши и т. д.

По мнению Александ­ра Бабахьяна, стоит отказаться и от идей «народных умельцев», предлагаю­­щих использовать отходы не по назначению, к примеру шины – для изготовления фигур: «Рано или поздно они всё равно окажутся на свалке, а в худшем случае – будут сож­жены. Пока резина не разложилась под воздействием воздуха и солнца, её можно и нужно перерабатывать. Такие предприя­тия уже есть».

– Сельскохозяйственная техника имеет выгодное соотношение общей массы к массе вторсырья. Это компенсирует наши прямые затраты на механическую разборку, сор­тировку и обезвреживание. Учитывая это, мы готовы принимать сельскохозяйственную технику на утилизацию практически бесплатно, – говорит Александр Бабахьян.

Если бы государство приняло программу утилизации сельхозтехники, аналогичную той, что действует в отношении легковых автомобилей – со скидками покупателям при сдаче старой техники в утиль, это бы изменило отношение аграриев к отходам.

Ещё послужит!

Возможность принятия программы утилизации сельхозтехники в правительстве обсуждают уже несколько лет. В прошлом году за программу высказался Александр Ткачёв. Но, по мнению Евгения Корчевого, у такой программы пока нет перспектив в России.

– В течение последних 25 лет главной проб­лемой российского АПК было недофинансирование, сельхозники не могли покупать себе технику. Сельхозтехника и сейчас в дефиците. Программа утилизации автомобилей была принята, но там другая ситуация: обеспеченность населения транспортом достаточно велика и постоянно растёт. Что касается сельского хозяйства, я думаю, рано изымать старые машины из оборота. Возможно, лет через 5-10 ситуация изменится.

Опрошенные нами сельхозпроизводители пока не готовы сдавать старую сельхозтехнику в утиль.

– Старые трактора и комбайны перебирают механизаторы, детали используют как запчасти или из них собирают другое оборудование, – рассказал Владимир Литвинов, директор ООО «Гелиос» Неклиновского района.

– За утилизацию сельхозтехники нужно платить, а если старую технику разобрать и сдать на металлолом, сельхозпроизводитель сам может получить деньги, – заметил фермер Александр Копылов из Октябрьского района.

Получается парадоксальная ситуация: производитель (и в конечном счёте, потребитель) платит за утилизацию техники уже сегодня, но услугой этой не пользуется.

Вероятно, это выгодно для бюджета: денежные средства аккумулируются на счетах, но остаются не востребованы утилизаторами, поскольку им на переработку технику не сдают, и значит, получить субсидию нет оснований. Сельхозники разбирают технику сами, выкидывая непригодные детали на свалку. За организацию несанкционированных свалок их, в свою очередь, штрафуют надзорные органы. Бюджету – со всех сторон польза, а населению – вред. В конечном итоге за всё расплачивается народ, не только деньгами, но и здоровьем.

Источник

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru

Реклама в интернете. Создание и продвижение сайтов

ООО "КАРАТ" Выкуп автомобилей на утиль Ул. Лесопарковая 5а Тел.: +7 (952) 668-95-20; +7 (921) 957-42-10; (812) 309-39-09